МОУ "Славянская СОШ" Нововаршавского муниципального района Омской области

Виртуальный музей села Славянка


Главная
 
Вход музей
 
Новости музея
 
История села
 
История школы
 
Исследования школьников
 
Школьный музей
 
Гостевая
 

 

     СЛАВЯНСКИЙ РАБОЧИЙ КЛАСС.

Важную роль в подготовке крестьян к колхозной жизни в 1929-ом – 1932-ом годах  сыграли машино-тракторные станции (МТС), которые были призваны технически обслуживать создаваемые колхозы.
В 1931-ом году в Славянке была образована МТС, первая в Черлакском районе.Вот как об этом сообщала газета «Большевик» от 11 августа 1931-ого года: «По постановлению крайкома в нашем районе организуется новая МТС с центром в селе Славянка, которая  будет обслуживать 11 сельских Слветов заречной части нашей района.
Вновь организуемая  МТС уже приступила к работе. В первых числах сентября она получит 30 тракторов Сталинградского завода и затем приступит к вспашке зяби. Особо важная задача – это создание кадров. Нужны трактористы, механики. В основном эти кадры готовятся на месте из самих колхозников. Дальнейшей ответственной задачей будет являться заключение договоров МТС с колхозами…»
Директором МТС был назначен Голованов, старшим механиком Мартынов, бригадиром тракторной бригады стал Мефодий Шестухин – первый тракторист села.

В 1931-ом – 1934-ом годах Славянская МТС обслуживала 19 колхозов заречной части Черлакского района1. В те годы на территории МТС были здание мастерской, конюшня и контора. Оборудование мастерской было крайне бедным: один фрезерный станок, два токарных с ременной передачей на трансмиссию и один токарный станок немецкого производства. Его суппорт передвигался с помощью лома. Техническая оснащенность мастерской завершалась маленьким сверлильным станком да электрогенератором с приводом от двигателя трактора ХТЗ.

При МТС работали курсы подготовки механизаторских кадров, которые вел старший механик мастерской. Техника, на которой обучались трактористы, была по тем временам обычная: трактор «Фордзон – Путиловец» - 21 единица, 3 локомобиля, 2 автомобиля «АМО» и 2 автомобиля немецкой марки «Форд».
И все же, пусть не такими темпами, как хотелось, техническая база МТС неуклонно росла. Уже в 1937-ом году было построено новое здание МТС, а в 1957-ом году, к моменту преобразования МТС в ремонтно-техническую станцию (РТС), Славянская МТС имела 17 тракторов ЧТЗ (это уже были тракторы с дизельными двигателями мощностью в 65 и 80 лошадиных сил), ДТ-54 – 55, КПД-35 – 4, СТЗ НАТИ – 12, всего 80 гусеничных тракторов. Имелись и 26 колесных тягачей. Общая мощность тракторного парка составляла 6431 л.с. - почти в 10 раз превышающую мощность  тракторов, имевшихся в 1934-ом году. Кроме того, на полях колхозов работало 97 комбайнов С-6, 9 – РСМ-8. Уже тогда начали применяться более производительные и экономные самоходные комбайны С-4, их насчитывалось 12 штук.
В состав МТС входило 17 тракторных бригад, которые помогали обрабатывать 49106 га пашни. Только посевы зерновых культур занимали площадь 33100 га, почти в 4 раза больше, чем возделывалось в 1934-ом году2.

В начале 60-ых годов в хозяйства Нововаршавского района стали поступать первые тракторы К-700. Для их ремонта и обслуживания требовалась производственная база. И в 1961-ом году Славянская РТС была преобразована в Дробышевское (впоследствии Нововаршавское) районное объединение «Сельхозтехника» – РОСХТ3. Исполняющим обязанности начальника РОСХТ был назначен Иван Михайлович Давыдов, а в 1962-ом году управляющим РОСХТ стал Леонид Иванович Фрик, проработавший в этой должности 20 лет. Главным инженером был назначен Александр Гордеевич Хохлов.

В 1967-ом году началось строительство нового   цеха по ремонту сельскохозяйственной техники, тракторов ДТ-75 и первых  тракторов К-700 и узлов к ним. В это время главным инженером стал Леонид Иванович Колесник, который и возглавил работу по ремонту «степных богатырей». Полвека проработал этот замечательный человек на одном предприятии, которое вырастало на его глазах и превратилось в мощный завод «Степной», который в70-ые – 80-ые годы обслуживал сельскохозяйственную технику Зауралья и Дальнего Востока.
В начале 80-х годов директором завода стал  Виктор Августович Шмыдко. В это время началась большая работа по переустройству всего производства. Менее  чем за пять лет было построено пять производственных цехов, пущена в эксплуатацию поточная механизированная линия для капитального ремонта К-700 и его модификаций. Внедряются новые технологии, механизируются и автоматизируются технологические процессы, совершенствуется применяемая техника и технология производства. Осваиваются новые виды ремонта. На участках, где производится ремонт, устанавливается новое технологическое оборудование. К началу 90-ых годов его насчитывалось  более 800 единиц.
Программа ремонта была очень насыщенной, для ее реализации требовалось нестандартное технологическое оборудование, инструмент. Все это  разрабатывали и изготавливали рабочие завода под руководством начальника технического отдела завода М.П. Широкова. Большую помощь в этом оказывали рационализаторы В.Ф. и А.Ф. Гладких, А.П. Корчагин. В 1983-ем году на заводе восстанавливалось 153 наименования деталей и узлов трактора К-700.
В 1985-ом году при плане 800 тракторов К-700 было отремонтировано 862 трактора, 1627 двигателей, 660 коробок перемены  передач, а в 1988-ом году по итогам работы за 9 месяцев коллективу ремонтно-механического завода «Степной» присуждено первое место среди местных промышленных предприятий с вручением переходящего Красного знамени.

В 1989-ом году начался выпуск погрузчиков на К-700. В первом квартале их было произведено 67 штук, а в начале 1990-ого года выпуск этой продукции составил 370 штук.
Увеличивалась производственная мощность завода, в связи с этим требовались квалифицированные кадры инженерно-технических работников и массовых профессий. Завод был объявлен  районной ударной комсомольской стройкой. Для решения кадрового вопроса заводская администрация заключает договор со Славянской средней школой, по которому определяется программа профессиональной подготовки старшеклассников. Для обучения учащихся завод направил в школу двух мастеров производственного обучения, помог в оборудовании школьных мастерских, приобретении инструмента  для начального трудового обучения, выделял деньги на ремонт школьного здания, оказывал помощь педагогическим кадрам в решении их жилищно-бытовых проблем.

Для выполнения производственных планов завода в 80-ые годы привлекалось большое количество рабочих и специалистов. Это требовало улучшения бытовых условий, решения социальных проблем. Вплотную за решение этих вопросов взялся директор завода В.А. Шмыдко. Благоустраивались улицы, началось строительство новых улиц, ДК, детского сада, магазина, медпункта. Уделяется внимание улучшению условий труда в цехах предприятий. Открываются санитарно-бытовые помещения, сауна, буфет. Большим подспорьем для завода было подсобное  хозяйство, которое в 1984-ом году насчитывало 1146 голов крупнорогатого скота. Рабочие заводы могли приобретать  по низким цена молоко, мясо, масло. Завод взял на себя реальную заботу о подсобных хозяйствах рабочих. Ежегодно для населения реализовывалось до 9 тысяч молодняка птицы, каждый рабочий мог приобрести по 3-4 центнера зерноотходов, по одной тонне соломы, по договору прямой поставкой из Кузбасса приобретался уголь. Все это создавало хороший настрой на выполнение производственных программ завода.

Говоря о том, какие изменения произошли с момента организации МТС до основания ремонтно-механического завода «Степной», нельзя не вспомнить о тех людях, которые стояли у истоков создания этого мощного предприятия.В МТС начали свой трудовой путь П.А. Рыбалко,  братья Парусимовы – Антон, Василий, Егор, Н.Бачурина, М. Поддубная, Н. Рыбалко, Н. Шабалдас. Более 40 лет проработали А.П. Корчагин, Н.П. Левченко, Н.И. Рыбалко, И.Т. Андрющенко, Н.Е. Голубь, Н.А. и Е.И. Котыховы, Н.Н. Червоткин, Л. Халуева, М.Парусимова, А. Лесогор, И.А. Лыжак, А.К. Колесник, П.А. Поддубный, М.А. Ковалев, Н.Протасов, М.Зидова, П. Монич, И. Демин, А. Костин и многие другие.
В МТС зарождались семейные династии рабочих: Осадчие, Крамар, Гладких. Их дети и внуки трудились на ремонтно-механическом заводе «Степной». Большой вклад в развитие и становление завода внесли директора В.А. Шмыдко, А.Э.Зиннер, В.Н. Рыбалко, А.И. Протасов; главные инженеры В.А.Ракша, Л.О.Цейзер, С.Н. Янюк; начальники отделов В.Е. Кинсфатор, А.Г. Альберг, В. Шестернин, А. Колосунин, начальники цехов А.А. Попков, В.М.Лобанов, Н. Горбачев.

…После распада СССР заводоуправление поменяли, и производство постепенно  стало уменьшать свои обороты производственной деятельности. Постепенно завод стал терять свою былую мощь.
В 1993-ем году квалифицированные специалисты постепенно стали уходить с производства, т.к. заработная плата стала выплачиваться не регулярно. Завод  стал работать себе в убыток. В 1998-ом году завод признали банкротом. Перед людьми встал вопрос «Как жить дальше?»  

…В 2002-ом году на базе бывшего ремонтно-механического завода  «Степной» началась реконструкция одного из цехов под руководством Владимира Владимировича Епанчинцева. На его призыв откликнулись такие специалисты как Л.И. Макаренко, О.В.Сундукова, А.И. Суслов, Г.А. Лавров, В.Н. Бадагазин, С.Н. Горючкин, В.Р. Пфафенрот, Н.П. Крамар, Н.К. Самарин,  С бывшего заводоуправления перешли начальник цеха Г.И. Сидоренко, главный инженер В.А. Ракша, начальник производства А.Г Альберг.
В марте 2002-ого года цех начал функционировать, стала появляться первая продукция.  Рабочий персонал набирался из бывших сотрудников РМЗ «Степной». Своими силами за год работы они отремонтировали 2 трактора.  
В 2003-ем  году штат работников увеличился, так как предприятие расширяло свое производство, также увеличилась площадь производственных цехов. Начался выпуск собственной продукции: кроме ремонта здесь стали производить детали на комплектующие узлы тракторов. И уже к концу года было отремонтировано 4 трактора К-700.
Начиная с 2004-ого года ООО «РСПП «Степное» расширило горизонты своих возможностей и стало возможным ремонтировать не только К-700, но и такие марки тракторов как  ДТ, «Беларусь», Т-150, производить ремонт фронтальных погрузчиков. За год работы было отремонтировано тракторов К-700 –   21 единица, двигателей  ЯМЗ –50 единиц, КПП-115 единиц.

       

2005-ый год стал годом внедрения новых технологий в производство. Предприятие наладило производство культиватора «Степной»,  который позволяет использовать ресурсосберегающие технологии в земледелии, идеально выравнивает обрабатываемую поверхность поля, создает качественное семенное ложе по всей площади обработки. Наладили выпуск снегоуборочных машин на базе К-700. Увеличили выпуск отремонтированных тракторов до 35 единиц, двигателей – до 70 единиц, КПП – до 200 единиц. И все это благодаря дружному и сплоченному коллективу. История завода продолжается…

1. Данные Нововаршавского историко-краеведческого музея
2. Газета «Целинник» за 12 июля 1967года
3. Книга Приказов по Дробышевскому отд. СХТ. Приказ №1  от 22.06.1961 г.
Hosted by uCoz